Спецпредставитель президента РФ Михаил Швыдкой: искусство создает атмосферу доверия для обсуждения международных вопросов
Михаил Швыдкой, Специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству. Окончил Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) по специальности «Театровед», имеет степень доктора искусствоведения. С 2023 года – ранг чрезвычайного и полномочного посла. Много лет работал в средствах массовой информации. С 2000 по 2004 год занимал должность Министра культуры Российской Федерации. Является послом доброй воли Шанхайской Организации Сотрудничества.
– В Санкт-Петербургском форуме объединенных культур приняли участие страны БРИКС, Африки, Юго-Восточной Азии и СНГ. С некоторыми из них были подписаны соглашения о сотрудничестве. Какую роль играют такие договоры?
– Такие документы, как межминистерские и межправительственные договоры в области науки, культуры и образования важны с точки зрения планирования государственных бюджетов в этих сферах. Когда мы говорим о развитии связей со странами Латинской Америки, Африки или Юго-Восточной Азии, речь идет об огромных транспортных расходах. Привезти Большой театр во Вьетнам будет совсем другая история, чем, скажем, в Астану или Баку. Естественно, без поддержки государства организовать такие мероприятия невозможно. Поэтому подобные документы важны для развития программы культурного сотрудничества. Сейчас мы с Вьетнамом ведем переговоры о проведении перекрестного года науки и образования, организация которого потребует привлечения больших средств.
– Балетная труппа Большого театра выступила в Таиланде. Насколько это стало важным шагом для развития двусторонних отношений?
– Международный фестиваль музыки и танца в Бангкоке – это известное событие с давней историей. На спектаклях Большого театра присутствовала королевская чета, что стало важным дипломатическим жестом, который определяет характер отношений между нашими государствами. Это признак высокого уровня связей в сфере культуры. Бангкокский музыкальный фестиваль много лет принимает артистов из столичных и региональных театров России. Контакты в сфере искусства у нас очень широки. Культура создает атмосферу доверия для обсуждения экономических, политических и других вопросов. В этом смысле, гуманитарные обмены дают очень большой мультипликативный эффект.
– Насколько широко сегодня представлена наша российская культура за рубежом?
– Сегодня главное направление музейных или библиотечных обменов – это восток. В частности, в Китае очень хорошо развита музейная и театрально-концертная инфраструктура. За последние 20-25 лет там стали активно вкладываться в развитие культуры. Думаю, что в Индии также следует ожидать прогресс в этой области. При этом Латинская Америка представляет специфический рынок культурных событий. Русские сезоны имеют огромный успех в Бразилии, где есть множество театров мирового уровня, особенно в Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и в столице. В свою очередь, на Чеховский фестиваль 2024 года приезжал один из бразильских театров. Они показывали «Три сестры». России есть что предложить в сфере искусства. Главные статьи нашего культурного экспорта – это балет, симфонические оркестры, фольклорное искусство.
– Что, на ваш взгляд, в нашу культуру сегодня привносят страны БРИКС, а что мы отдаем им в ответ?
– Мы подарили миру нашу классическую культуру. Нас просят открывать балетные школы, иностранные партнеры заинтересованы педагогах, которые бы работали с детьми в направлении классического балета. В частности, в Бразилии действует школа Большого театра. Скрипачи, пианисты, виолончелисты многих стран мира подготовлены российскими мастерами. Это серьезная составляющая экспорта русской культуры. Мы также оказали влияние на китайскую школу изобразительного искусства. Кроме того, сегодня российские театры начинают работать с китайскими режиссерами и хореографами. Следующий сезон в Театре Наций будет посвящен Китаю. Планируется постановка ряд пьес режиссеров из КНР. У России есть давняя традиция контактов с китайским искусством. В 1935 году в СССР приезжал гений Пекинской оперы Мэй Ланьфан, который встречался со Станиславским и Мейерхольдом. Влияние восточных традиций на русский театр велико.
Можно также вспомнить поездку Эйзенштейна в Мексику. Его фильм о революции с этой стране внес свой вклад в развитие советского искусства. Таким образом, у нас есть традиция взаимоотношений с латиноамериканским искусством. Кубинская Революция, в свою очередь, сильно повлияла на историю советского искусства. Стоит отметить в российское культурное присутствие и в Африке. Сегодня, приезжая в Йоханнесбург или Преторию, можно встреть людей, для которых имена Чехова, Мейерхольда, Горького – это не случайные звуки, а часть театрального образования.
– Можно ли сегодня говорить о культурной глобализации?
– Это иллюзия, что возможно избежать глобализации. Ее становлению способствует развитие технологий, коммуникаций и экономика. При этом очевидно, что все страны стремятся сохранить свой цивилизационный код. Поэтому консерватизм в культуре сегодня представляет определенную ценность. Однако консерватизм не противоречит развитию. Необходимо понимать, что такое традиция для каждой конкретной страны. В Южной Африке, например, сейчас более десятка государственных языков и национальных культур. В странах Латинской Америки прилагаются усилия по сохранению наследия коренных народов. Сопряжение глобализации и традиций – это всегда очень деликатный баланс.
– Какие планы есть у России в сфере международного сотрудничества в области музейного дела?
– Визиты людей со всего мира, а также выставочная деятельность привносят дополнительную динамику в музейную жизнь. Каждая новая экспозиция – это возможность по-новому взглянуть на коллекцию, историю и на самих себя. Это также и очень серьезная научная работа. Планов довольно много. Это и Ближний Восток, в первую очередь, Саудовская Аравия, где есть большой интерес к русской культуре. Мы сейчас достаточно активно сотрудничаем с ОАЭ и Оманом. Кроме того, Китай заинтересован во всех проявлениях русского искусства: от классики до соцреализма. Реализуются программы обмена между музеями Московского Кремля и Запретным городом в Пекине, Русским музеем и галереями изобразительного искусства КНР.
– Важным в сохранении истории культуры остается и кадровый вопрос. Какие международные стажировки запланированы, как идет работа в этом направлении?
– Большинство стран СНГ и глобального Юга, с которыми мы работаем, заинтересованы в участии в художественных стажировках в России. Заметный поток иностранных студентов, в том числе из Африки и Латинской Америки, идет в Московскую и Санкт-Петербургскую консерватории. Не менее востребованы хореографические школы и училища. Для наших студентов обмены с такими государствами, как Индия и Китай, не менее важны. Это возможность прикоснуться к их высокой необычайно многообразной культуре. Большой потенциал сотрудничества имеет кинематограф. В частности, в Индии делается до 2500 фильмов в год. И там, и Китае создают очень высокотехнологичное кино. Кроме того, в этих странах проводится большое количество фестивалей, интересных для наших авторов с точки зрения выхода на местные рынки.
– С кем из зарубежных партнеров может быть выстроено наиболее перспективное сотрудничество по таким направлениям, как организация выставок и гастролей?
– Я возглавляю межправительственную комиссию по культуре, науке, образованию, спорту и делам молодежи с Мексикой. Я считаю, что это одна из тех стран, с которыми надо работать очень активно. Если говорить о Латинской Америке, то помимо Мексики, развиваются отношения с Бразилией, Венесуэлой, Никарагуа и Кубой. Необходимо также совершенствовать сами механизмы продвижения русской культуры и обмена с другими странами. Обеспечение этой деятельности ложится на плечи государства, так как требует определенных расходов. Есть сегменты, где нужно очень серьезно развивать бизнес-подходы. Это кинематограф, издательское дело, креативные индустрии и другие.
– В год председательства России в БРИКС по всей стране проходит множество культурных событий международного масштаба. Будет ли продолжаться эта тенденция?
– В такие периоды выстраиваются горизонтальные связи. Эти контакты никогда не проходят бесследно. Главное, что они дают возможность упрочить эти связи в дальнейшем. Я уверен, что отношения в области культуры будут развиваться по экспоненте. Таким образом, председательство России в БРИКС, безусловно, дало свои результаты.